Новости
26 июля 2018, 12:10

К юбилею Детского парка

В 1950-е годы наш город активно строился, население быстро росло (в июне 1953 года численность городского населения составляла 97845 чел.) В южной части Сталиногорска жили в то время в основном «угольщики». Именно им пришла в голову идея создать в городе уголок отдыха.

Очень хорошо подходила для этого территория около березовой рощи. На месте оврага, по дну которого протекал ручей, было решено соорудить бассейн, рядом высадить деревья и вокруг построить детскую железную дорогу. Чтобы мечту превратить в реальность, жители города откликнулись на призыв горняков и начали свое благородное дело. 3 июня 1953 года «Сталиногорская правда» писала: «Яркой зеленью вспыхнула и роща, раскинувшаяся у поселка горняков 27-й шахты. Птицы заполнили ее многоголосьем и веселым щебетом, мелодией пробуждения и радости. Но вот окраины рощи стали заполнятся задорными голосами людей, шумом автомашин. Это работники аппарата комбината «Москвоуголь», инженеры и техники, рабочие и служащие отделов и управлений комбината пришли на воскресник, чтобы на месте оврага, разделяющего рощу надвое, начать сооружение водного бассейна. Дети, без которых не обходится ни одно дело, пришли засвидетельствовать начало строительства так необходимого для них водного бассейна. С ревом вгрызались в землю бульдозеры, расчищавшие дно и расширявшие площадь будущего бассейна. Приходили и уходили самосвалы, увозившие горы поднимаемого грунта. Вбивались в землю сваи сооружаемой плотины. Работа шла дружно. Рядом с инженером или начальником отдела с лопатой в руках трудился рабочий или уборщица. Все горели одним желанием – сделать как можно больше, ускорить сооружение водного бассейна для жителей Городского района. Захваченные хорошей инициативой каждый из работников комбината Москвоуголь, его отделов и управлений решил отработать на сооружении бассейна не менее чем по 16 часов. В первом воскреснике приняло участие свыше 400 человек».

Работа шла очень быстрыми темпами. Уже к концу июня 1953 года была сооружена плотина, бассейн постепенно заполнялся водой, с каждым днем все отчетливее вырисовывался рельеф будущего водоема. Большие работы были проведены по углублению оврага. Самосвалами было вывезено 3500 кубических метров земли. Более 300 квадратных метров берегов было устлано дерном. Работниками мебельной фабрики были сооружены: водная станция, пятиметровая вышка, кафе-павильон, танцевальная и волейбольная площадки. Территория вокруг бассейна была освещена и радиофицирована.

12 июля 1953 года жители и гости города пришли на открытие бассейна. Гремел духовой оркестр. На плотине сверкала белоснежная галерея, украшенная флагами добровольных спортивных обществ Сталиногорска, Узловой и Донского. После поднятия флага ДСО «Шахтер» начался парад участников спортивного праздника,который продолжился соревнованиями по плаванию. Рядом с бассейном проводились соревнования по волейболу. На другой стороне рощи выступала художественная самодеятельность, проводились массовые игры, танцы. И это только начало!

Строительство детской железной дороги планировалось завершить к празднику 36-й годовщины Октября. Включились в работу скреперы, бульдозеры. В начале октября 1953 года рабочие Мосбасдорстроя приступили к сооружению железнодорожной насыпи, укладке шпал. Среди механизаторов треста было развернуто соревнование за быстрое и лучшее выполнение работ. Одновременно шло устройство электрической линии. Шахтостроители взялись за паровозное и вагонное депо, водоснабжение.

Несмотря на то, что строительство детской железной дороги шло быстрыми темпами, в срок к 7 ноября не уложились. В «Сталиногорской правде» за 18 ноября 1953 года в заметке «Путь уложен» описаны рабочие будни строителей: «На строительстве детской железной дороги путеукладчики треста Мосбассдорстрой закончили укладку железнодорожного пути. …Сейчас ведется балластировка железнодорожного полотна. Уже доставлены два паровоза, которые готовятся к обкатке. …На станции «Березка» идут последние отделочные работы. Сооружение здания вокзала уже закончено. Строителям предстоит еще оштукатурить пятьсот квадратных метров стен и потолков».

Рядом с березовой рощей планировалось открытие уголка Дурова с обитателями из Московского зоопарка, строительство огромного Дворца физкультуры и спорта, посадка фруктового сада…

20 декабря 1953 года произошло радостное событие в жизни Сталиногорска – открытие детской железной дороги. На праздник пришли тысячи юных сталиногорцев, автобусы подвозили гостей из соседних районов. Из репродукторов звучали песни, играл оркестр, над крышей станции «Березка» развивались красные флаги. Об этом замечательном подарке детям нашего города с воодушевлением писала «Сталиногорская правда» от 22 декабря 1953 года: «Взгляды присутствующих обращены к паровозу, стоящему у платформы. Он небольшой, состоит из трех вагонов. Через железнодорожную линию протянута алая лента. Будто набирая сил, паровоз попыхивает парами.Из окошка выглядывает машинист Александр Коновалов, которому доверено вести поезд в первый рейс….Машинистпаровоза под бурные аплодисменты присутствующих дает гудок. Паровоз плавно проходит мимо платформы. В окнах вагонов мелькают детские восторженные лица. Поезд набирает скорость. Вскоре он скрывается за высокой стеной заиндевевшего леса. Через несколько минут с западной стороны рощи донесся гудок. Это значит, что поезд подошел к станции «Дубки» и, не останавливаясь, двинулся дальше. Все с нетерпеньем ждут его возвращения. И вот, ровно через семь минут, со стороны двадцать седьмой шахты, выбрасывая в небо клубы дыма, показался паровоз. Вскоре он снова был на станции «Березки», но машинист, приняв жезл от дежурного станции, не остановил поезд, а, развивая еще большую скорость, помчался дальше. И только, сделав второй круг, машинист Коновалов остановил поезд. Четыре километра были пройдены за пятнадцать минут. Из дверей вагонов с радостным и возбужденным шумом высыпали первые пассажиры – пионеры, школьники, воспитанники детских садов. Они делятся своими впечатлениями. А через минуту в вагон вошла новая группа юных пассажиров, и поезд отправился во второй рейс».

Юные сталиногорцы получили прекрасный подарок к Новому году. Детская железная дорога в дни школьных каникул была открыта для детей шахтеров, химиков, строителей, железнодорожников, энергетиков, всех тех, кто помогал осуществить эту мечту. Много детей привозили из соседних городов, сел и деревень.

К сожалению, летом 1954 года в березовой роще опять стало тихо. Заказчик (административно-хозяйственный отдел комбината Москвоуголь) не предусмотрел на 1954 годстроительство железной дороги, деньги не были выделены и мероприятия по благоустройству детского парка не были продолжены. Дорога заросла травой, рельсы поржавели, вода из бассейна ушла. Около станции «Березки» одиноко стоял паровозик с вагончиками. После статьи в «Сталиногорской правде» от 13 июня 1954 года «Почему не работает детская железная дорога?» работы в детском парке были продолжены. Необходимо было отремонтировать 2680 метров железнодорожного полотна, уложить четыре стрелочных перевода, провести водопровод, оформить аллеи, построить кафе, забетонировать дно бассейна, спланировать парк, высадить деревья и кустарники. «Сталиногорская правда» регулярно освещала события по созданию детского парка. 26 октября 1954 года газета писала: «После трудового дня в парке работают сотни горняков. Они высаживают лучшие породы декоративных деревьев и кустарников. Весной будущего года намечено архитектурно оформить главный вход в парк со стороны Комсомольской улицы. Отсюда же пройдет через всю территорию Центральная аллея. Через полотно железной дорогиляжет красивый перекидной мост. На широкой открытой площадке, замыкающейся вдали водоемом, будут установлены аттракционы: русские народные качели, карусели, колесо аэрообозрения, «летающие люди». По соседству с площадкой аттракционов горняки построят зеленый театр, детское кафе, площадки для спортивных игр. Намечается строительство и зоологического уголка. На территории парка будет установлено большое количество скульптур, разобьют цветники и клумбы».

31 июля 1955 года произошло значимое для жителей нашего города событие – открытие детского парка. Этот подарок городу был сделан «угольщиками» ко Дню железнодорожника. Газета «Сталиногорская правда» в этот день писала: «Сегодня открывается детский парк – Березовая роща. Он хорошо оборудован. Начинает действовать детская железная дорога. Здесь также состоятся концерты художественной самодеятельности, массовые игры, танцы. Начало в 2 часа дня».

Непосредственное участие в строительстве парка принимали: комбинат «Москвоуголь», тресты «Мосбасдорстрой», «Сталиногорскжилстрой», «Мосшахтострой». Активно работали над созданием детского парка коллективы авторемонтного завода, 22-й, 26-й, первой Каменецкой шахт, мебельной фабрики, работники аппарата треста «Сталиногорскуголь».

Непосредственное участие в субботниках принимал и сам начальник комбината «Москвоуголь» Дмитрий Григорьевич Оника. Всеми работами по оборудованию Детского парка руководил начальник АХО комбината «Москвауголь» Березин.

2 августа 1955 года «Сталиногорская правда» в статье «Березовая роща» описала размах работ по строительству парка: «За короткий период прочищено 21,5 га лесной площади. Все старые ямы засыпаны, лесной сушняк вывезен, гнилые пни выкорчеваны. Территория парка очищена от мусора. Появилось более 4000 погонных метров аллей и дорожек, укатанныхкатком, обложенных дерном, посыпанных песком. Разбито 600 квадратных метров цветников, клумб и газонов. В них высажено около 20 тысяч корней многолетних и однолетних цветов. На аллеях и в тенистых местах установлено 200 покрытых масляной краской садовых диванов. Через низкие места построены переходные красивые мостики. На территории парка установлено около 50 различных скульптурных композиций и фигур…Территорию парка украшают 43 цветочные вазы, около 80 флагштоков с развевающимися по ветру красными стягами».

Замечательное культурное событие, о котором мечтали тысячи горожан, свершилось! Город оживился, расцвел, праздник пришел в каждый дом. Особенно радовались дети. Они получили в подарок не только карусели с деревянными лошадками, спортивные горки, качели, бассейн, но и детскую железную дорогу, которая принимала маленьких пассажиров со станций «Березки» и «Дубки». Первым начальником станции был учащийся школы № 1 Саша Бежинин, дежурным по станции – ученица 13-й школы Поля Грищенко, стрелочником – Боря Ключников, помощником машиниста тепловоза – Слава Мещеряков, учащийся школы № 20. Прокатиться на «паровозике» приезжали гости не только из различных уголков нашей страны, были и зарубежные туристы.

«Московская кочегарка» от 5 августа 1955 года также осветила праздничные мероприятия: «Два часа дня. На открытие парка пришли тысячи людей. Ребят сопровождают родители. С любопытством присматриваются гости к переменам, происшедшим в бывшей Березовой роще. Среди деревьев пролегли сверкающие белым песком дорожки. Десятки скульптур и ваз установлены в разных местах. …На площадке дошкольников – качалки, бумы, «капитанский мостик» и многое другое.

Прибавилось в парке павильонов и площадок. Учащиеся среднего возраста могут здесь потанцевать, спеть, почитать журналы, поиграть в шахматы и шашки.

Музыка жизнерадостно льется из многочисленных репродукторов. Одни из желающих смотрят выступление художественной самодеятельности шахты № 31, другие «болеют» на товарищеских волейбольных встречах на спортплощадке, третьи прыгают с вышки в водоем.

С 4 часов начинает действовать детская железная дорога. Юные пассажиры заполняют свежеокрашенные выгоны, локомотив дает гудок – и поезд мчится вокруг парка».

В 1976 году заместителю председателя горисполкома Юрию Григорьевичу Соколову, главному архитектору города Валерию Александровичу Гурову и художнику Евгению Федоровичу Евдокимову пришла в голову идея: установить в самом маленьком бассейне парка деревянные фигуры богатырей по мотивам сказки Пушкина «О царе Салтане». Группа художников около трех лет трудилась над изготовлением сказочных персонажей. В мае 1979 года работники управления «Союзпроммонтаж» установили на металлическую платформу и укрепили высокие мощные деревянные фигуры, покрытые причудливой резьбой. Впереди были работы по оформлению корабля, установка пушек старинного вида и тяжелых ядер. Все как у Пушкина: «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят».

Еще в далеком 1955-м году жители города через газету «Сталиногорская правда» сделали несколько пожеланий, направленных на дальнейшее благоустройство детского парка: «…на территории парка бьют ключи, дающие начало великой русской реке Дон. Сталиногорцы хотели бы, чтобы это знаменательное место получило подобающее архитектурное оформление: здесь должен быть сделан обелиск, а вокруг него разбит цветник».

Неоднократно этот вопрос поднимался в газете «Новомосковская правда» неравнодушными жителями нашего города Е.Гинцбургом, А.Логуновым. Был объявлен конкурс на лучшее оформление истока Дона. Предлагались разные проекты: и бронзовая скульптурная группа донских казаков у места начала реки, и природная глыба, с верхней части которой должна истекать прозрачная струйка вода, символизирующая начало реки, и фонтан с каменным мостиком через исток… В результате в октябре 1989 года была установлена скульптурная композиция двух всадников Шата и Дона по мотивам легенды о русской реке (скульптор Смирнов, архитектор Сыромятников). В канун празднования 70-летия города, в 2000 году, памятник был перенесен на постоянное место ближе к улице Комсомольской.

Все мечты сталиногорцев сбылись! Есть у нас и прекрасный детский парк, и детская железная дорога, и оформленный исток Дона, и зоопарк.

Работы по благоустройству продолжаются по сей день. Реконструируется бассейн, на смену деревянным богатырям «пришли» чугунные, вокруг парка пролегли асфальтированные дорожки, в южной части парка появились современные аттракционы, спортивные площадки, ежегодно высаживаются новые деревья. Есть все для прекрасного семейного отдыха.

Ольга Суменкова – ведущий инспектор архивного отдела администрации МО город Новомосковск










Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg